Подпишись на новости

Контакты

  • 105120, г. Москва, улица Земляной Вал, дом 39/1, стр. 1
  • +7 (968) 606-14-55
  • d.vidyukov@yandex.ru

Фитнес в законе

Понятия «Фитнес» и «Фитнес центр» сегодня не вызывают ни у кого вопросов о значении. Наверное, каждый из нас, вне зависимости от возраста и профессиональных занятий сможет объяснить значение названных терминов. Фитнес центры стали обычным элементом каждого городского квартала или сельского поселения. Однако на законодательном уровне эти термины не были предусмотрены ни одним действующим нормативно-правовым актом. Этот недостаток устранен вступившим в законную силу Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности фитнес-центров". Чем же интересны эти изменения?

            Применительно к терминам, предусмотренным в тексте указанного Федерального закона большинство посетителей фитнесс центров являются физкультурниками, а не спортсменами, так как не готовятся к спортивным соревнованиям и не планируют в них участвовать. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 2 ФЗ в силу доступности и распространенности в разных формах занятия в фитнесс центрах и фитнесс клубах на сегодняшний день являются по настоящему массовым видом спорта. Поэтому внимание и желание законодателя охватить эту сферу деятельности объяснима. Именно массовость занятий граждан и вовлеченность в занятия фитнесом большого их количества безусловно не могут оставаться без регулирования и установления стандартов. Это как раз не удивительно. Более того, внимание и законодательное регулирование должно быть более оперативным и своевременным, чтобы соответствовать стремительно развивающейся фитнесс индустрии.

            Вместе с тем, понимая практику государственного регулирования предпринимательской деятельности в нашей стране, такое регулирование не должно быть препятствием для развития фитнеса, не должно приводить к излишнему вниманию контролирующих и надзирающих органов, не должно приводить к сокращению фитнес центров, не должно приводить к запретительству. Ведь загубить и загнать в тень можно любое, даже самое массовое увлечение граждан. Всем памятны запрещения и суровое государственное регулирование единоборств, не защитившее граждан и их здоровье, а лишь затормозившее развитие набиравших популярность новых видов физкультуры и спорта. Поэтому изменения, предусмотренные Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности фитнес-центров" можно в целом считать оправданными. Однако, требуют внимания обязанности, которые возлагаются указанным законом на фитнес-центры и их объединения. Большую озабоченность вызывает правоприменение и толкование введенных в действие п. 2 ч. 6 ст. 30 (1) Федерального закона Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", возлагающей обязанность фитнес центров «…привлекать квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг, обеспечивать условия для повышения их квалификации». При этом п. 24 ст. 2 ФЗ и ранее были предусмотрены требования к тренеру – как физическому лицу, имеющему соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование и осуществляющему проведение со спортсменами тренировочных мероприятий, а также осуществляющему руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов. Очевидно, что понятие «работник фитнес центра» и «тренер» не должны рассматриваться как тождественные. Потому что, большинство занимающиеся в фитнес центрах далеко не всегда нуждающиеся в сопровождении тренера, занимаются физкультурой самостоятельно и оплачивать персональные тренировки не готовы. Посетители фитнес центров часто не задумываются о высоких спортивных достижениях, не применяют предельные физические нагрузки, характерные для спортсменов и требующие участие тренера, занимаются в целях оздоровления и поддержания минимальных физических кондиций. Таким образом, для занятий фитнесом посетителям фитнес центра достаточно вступительного и периодических инструктажей о правилах выполнения упражнений и обеспечения безопасного и эффективного использования оборудования. Не случайно работников фитнес центров, обеспечивающих работу в его залах, называют «инструктор». Для такой работы не обязательно иметь среднее и тем более высшее спортивное образование. Достаточно знания и умения применять общих стандартов безопасности, правил поведения в фитнес центре и основ физиологии и тренировочного процесса. Нельзя, на мой взгляд, согласиться с уважаемыми спортсменами и тренерами, которые ратуют за обязательное и строгое медицинское освидетельствование посетителей фитнес центров и установление уровня их подготовленности. Хотя предоставить такую возможность, особенно для начинающих, конечно уместно. Именно предоставить возможность, а не возлагать обязанность, что особенно важно для стимулирования работы и обеспечения эффективности и безопасности физической подготовки, а не увеличения стоимости услуг и создания дополнительных барьеров для посещения фитнес центров. Нельзя согласиться также с тем, что развитие фитнес индустрии без использования труда профессиональных тренеров существенно увеличивает травматизм тех, кто приходит в фитнес центры. Более того, такие утверждения, звучащие из уст профессиональных спортсменов и тренеров, звучат лукаво. Им, как никому другому известно, что в среде современного профессионального спорта, не имеющего ничего общего с оздоровлением, уровень травматизма не сопоставим с «массовым» и «народным» фитнесом. Кроме того, необходимо учитывать фатальное сокращение высших и средних учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов с дипломом «тренера», последнего времени. Имеющийся недостаток желающих работать в фитнес индустрии с дипломами «тренера» может привести к дефициту работников и как следствие к уменьшению рентабельности и без того низкорентабельного бизнеса в сфере фитнеса, и закрытию фитнес центров.

            В итоге, при условии допущения «тождественности» понятий «работник фитнес центра» и «тренер», вместо популяризации физкультуры и спорта, обеспечения массовости занятий фитнесов, обеспечения доступности этих занятий мы получим сокращение фитнес центров, особенно в спальных районах крупных городов и небольших населенных пунктах в угоду крупных сетевых фитнес объединений, работающих в основном для граждан со средним и высоким уровнем доходов, преимущественно в городах миллионниках, а также получим общее увеличение стоимости услуг оставшихся фитнес центров, уход фитнеса в тень, в подвалы и на улицы. Таким образом, важно при усилении государственного регулирования деятельности фитнес центров не допустить «обратного эффекта», не навредить такой доступной и массовой сфере деятельности, такой нужной и востребованной услуге в настоящее время как фитнес.

            Для достижения положительного эффекта законодательного регулирования, представляется необходимым точнее определить стандарты подготовки «работников фитнес центров», создать условия для их подготовки и сертификации, в том числе с использованием принципа саморегулирования организаций, занятый в сфере фитнеса, в целом стимулировать вовлечение максимального количества желающих в работу в фитнес центрах, сделать получение сертификата «инструктора фитнес центра» доступной и качественной услугой.          

            Кроме этого, при государственном регулировании фитнеса целесообразно уделить внимание следующим вопросам:

1.     Согласно ч. 8 ст. 3 одним из основным принципов законодательства о физической культуре и спорте является содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите. При этом сегодня забота о людях с ограниченными возможностями проявляется и отражается в требованиях к оборудованию мест общего пользования и исполняется субъектами предпринимательской деятельности. Чего не скажешь о фитнес центрах. Большой редкостью являются специальные условия для инвалидов и других социально не защищенных категорий граждан и достаточно редко можно увидеть специальное оборудование для инвалидов. А ведь для нормальных занятий физкультурой и спортом инвалидам требуются специальные дополнительные условия. Начиная с пандусов, раздевалок и душевых, заканчивая специальными тренажерами и программами тренировок. Поэтому законодателям есть о чем задуматься и над чем поработать.

2.     В ч.11 ст. 3 заложен принцип содействия развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов. При этом в развитии массового спорта, вовлечения молодежи в занятия физкультурой и спортом роль фитнес центров должна расти, ведь их доступность в настоящее время позволяет успешно сделать это, но при определенных условиях. Для этого нужно стимулировать, в том числе и на государственном уровне, создание специальных детских и юношеских программ физической подготовки, тесное взаимодействие фитнес центров со школами и дошкольными учреждениями, популяризировать занятия фитнесом в среде молодежи, в том числе при реализации государственных молодежных программ, предлагать льготные условия для занятий в фитнес центрах для детей и подростков.

3.     Фитнес индустрия развивается стремительно. Появляются новые направления, методики, программы подготовки, новое оборудование и стандарты. Такие понятия, как «кроссфит», «ЕМС тренинг» еще вчера звучали как модная иностранная экзотика, а сегодня вовсю предлагается для массового потребления. Причем для профессиональных спортсменов и тренеров очевидна поспешность их внедрения для массового применения, без учета возрастных и иных специфических особенностей, в том числе в фитнес центрах. Ведь зачастую «новомодность» и отсутствие понимания специфики как раз и приводит к травмам. В этом случае государственное регулирование на уровне рекомендаций, стандартов, опубликования опыта исследований и программ подготовки от лица публичных, авторитетных специалистов было бы как нельзя кстати. Это действительно способствовало бы улучшению качества, безопасности и эффективности услуг в сфере фитнеса.

            В целом, спортсменам и тренерам, в настоящее время массово представленным в органах законодательной власти, есть чем заняться в продолжении начатого. Главное, чтобы при разработке и введении в действие законодательных актов, регулирующих отношения в сфере физкультуры и спорта, не забывалось то как они сами начинали занятия спортом и с какими трудностями подчас сталкивались, не терялась связь с реалиями, проявлялась забота прежде всего о укреплении «массовых», «народных» физкультуры и спорта, стимулировалось вовлечение молодежи в сферы деятельности, укрепляющие здоровье, создавались условия для популяризации занятий физкультурой, в том числе и в фитнес центрах, создавали предпосылки для роста и развития «здоровой нации». Именно тогда, государственное регулирование будет оправданным и нужным.